пятница, 4 января 2013 г.

О черкесах Турции - О карачаевце Сылпагар, абазинке Балкыз и их флаге

 Краткая информация с фотографиями 
Sılpağar - Çerkez Oğlu
карачаево-балкарская диаспора в Турции
Россиянам в последние десятилетия внушили, что черкесами называют только адыгов, современных жителей Карачаево-Черкессии. Но на самом деле в средние века черкасы известны как тюркский  этнос, подразделение алано-булгарского  союза племён. А в 19 веке черкесами называли всех жителей Северного Кавказа. И только в 40 годах 20 века этноним черкес окончательно закрепился за адыгами Карачаево-Черкессии. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона карачаевцы названы карачеркесами, а у казахов до сих пор сохраняется большое племя шеркес в 40-50 тыс.чел. Широко известный тюркский этноним "черкес"  на адыгских языках звучит как  шэрджес, никому неизвестным словом до советского периода ... (Дополнительно можно прочитать эту статью)
Здесь же я хочу предоставить читателю фотографии из Турции с подтверждениями того, что до сих пор наименования черкес продолжает употребляться за НЕ-адыгами Турции.   
По сведениям турецкого историка Нуруллаха Табакчи в Турции проживает ок. 400 семей карачаевской фамилии Салпагаровых, по-карачаевски Сылпагъар (Sılpağar). Можно уверенно утверждать, что эта самая большая фамилия среди потомков всех кавказских переселенцев! Тут я выставляю фото Касыма Салпагарова, турецкое имя Kasım Ay. Касым является владельцем двух большегрузных автомобилей на которых он указал наряду со своей фамилией Sılpağar и имя своего деда Çerkez Oğlu.

çerkez, circassians, cherkes, karachay
Над лобовым стеклом его автомобилей написано Çerkez Oğlu- Сын Черкеса. А на двери стилизованные фигуры танцующей пары в национальных костюмах с подписью Karaçaylı и родовое тавро (тамга) одного их подразделения Салпагаровых с подписью Sılpağar, т.е. Салпагаров.  Касым утверждает, что именем Çerkez-oğlu  турки называли его деда, зная, что он тюрок-карачаевец из Кавказа. При этом важно знать, что Çerkes oğlu (Черкес оглу) не случайное данное имя карачаевцу. Турки хорошо знали тюрок-черкесов, имевших плотные контакты с турецким населением и турецким командованием крепостей Сухум-кале и Анапа-кале. Турки называли их т.е. карачаевцев отдельным именем Кара черкеслер (черные настоящие черкесы), Дах черкеслер (горные черкесы). Аксакалы Большого Карачая рассказывали мне, что карачаевцы из Тебердинского ущелья могли рано утром выгнать крупный рогатый скот на базар в Сухум кале, продать или поменять на нужные в хозяйстве товары и к ночи вернутся назад домой. Так что турки знали кого называли карачеркесами и горными черкесами.  


карачеркесы карачаевцы и балкарцы

_________________________________________

Абазинка названа черкешенкой или 

экзогамные браки у кавказцев

экзогамный брак

Абазинка Гюльнарие Балкыз из маленькой турецкой деревни Musaözü, области Eskişehir
10.11.2012  турецкое государственное телевидение TRT-TÜRK показало фильм Çerkez kızı- черкесская дочь. Фильм рассказывает о пожилой турецкой абазинке Гульнарие Балкыз, о ее семье и  жизни. То что абазинка названа черкесской дочерью никого не должно удивлять ибо этнонимом черкесы в 19 веке называли всех горских народов Северного Кавказа и только в 1940годах этот термин закрепился за кубанскими адыгами Карачаево-Черкесской Республики.  
Для меня удивительным был рассказ Гульнарие о том, что  турецкие абазины во времена ее молодости не женились и не выходили замуж за соседей и родственников. 
Дочь Гульнарие  свое позднее замужество в 44 года объяснила отсутствием рядом подходящих женихов, вследствии того что она также не могла выйти замуж за соседей или родственников.


абазины и черкесы
Дочь Гульнарие вышла замуж в 44 года.
А удивительным для меня этот факт был по причине того, что  ограничения на брак с родственниками очень жестко существуют и по сей день среди карачаевцев. Запрещены браки не только внутри фамилий, но даже если и мать носит фамилию жениха, хотя общими могут быть предки в 10-12 поколении.
  • А в недавнем прошлом у карачаевцев были запрещены браки даже между  представителями родственных родов, имевших общего предка в 15-16 поколении. Например в союз родов Науруз  входило 11 фамилий, общим предком которых считался Науруз, живший в начале 15 века и браки между представителями этих фамилий были под запретом. Таких союзов родов в Карачае было несколько. (Дополнительно см. страницу Карачаевские союзы древних родов Алании)
Ограничение на брак с родственниками называется экзогамным браком.
Вот что писал этнограф-кавказовед Чурсин Г. Ф. (1874-1930) : "явление отмечается у ингушей, чеченцев, тюркских народов – карачаевцев, караногайцев и др. Экзогамные ограничения в браке имеют место и у других тюркских и монгольских народов. Например, у татар Астраханской губ., у киргизов, бурят, калмыков, монголов, корейцев, японцев и др. народов".  
В прошлом экзогамные браки были также под запретом у имеретин и тушин, субэтносов грузин.  
Трудно однозначно утверждать от какого народа этот обычай распространился. Но вероятность того, что обычай экзогамии соседи заимствовали у карачаевцев высока, потому что как видно обычай существовал во всей тюрко-монгольской среде. Впоследствии под влиянием ислама экзогамный брак был вытеснен из тюркской среды, но сохранился у карачаевцев (балкарцев), т.к. они приняли ислам последними из тюрок, всего 250-300 лет назад.

О ФЛАГЕ

И напоследок интересная фотография каменной стелы-памятника.. Карачаевская черкесская! Вот не знаю арабской графики. Похоже что из арабской страны.. А внизу под черкесским флагом латинскими буквами выбито KARACAY II SECTION.. 
Флаг придуманный  шотландцем Дэвидом Урквартом (David Urquhart; 1805 -1877) для всех кавказцев адыги присвоили и монополизировали. А ведь Д.Уркварт был тюркофилом и флаг создавал не для одних адыгов, а для условной области Черкесия, на которой проживали разноязычные народы Кавказа, большинство которых составляли тюрки (ногайцы, татары, карачаевцы, кумыки, турки). Да у остальных Нетюркских народов знать была тюркоязычной.  Для того, чтобы убедится в правдивости этих слов достаточно знать его биографию. Д.Уркварт с 1827 по 1831г. был на стороне греков в их борьбе против турок, даже был ранен участвуя в боях на стороне греков ... Но постепенно разочаровавшись в греках и наоборот полюбив турок, их идеологию и образ жизни, он  в 1835г перешел на сторону турок и до конца жизни оставался верен своей любви к Османской империи. Именно из-за своих тюркофильских настроений он озаботился созданием флага для воюющей разнородной Черкесии, бывшей части Крымского ханства и Османской империи. 
В 1827г. князья  Дигории и карачаевские княжества Балкарии были вынуждены выдать своих детей в аманаты русской администрации. Карачаевское Тёре (Народный Парламент) был напуган подобным ходом развития и тогда князь Ислам Кырымшамхалов от имени независимого Карачая обратился за помошью к султану Османской империи. Помощь была обещана, но взамен потребовали вхождения в состав Османской империи. Карачаю пришлось принять условия султана и он был признан частью Османской империи и преобразован в вилайет, а Ислам Кырымшахалов назначен валием ( губернатором). (У карачаевцев-балкарцев слово вали-уали произносится как Оли и это стало одним из популярных имен с тех пор.) 
Карачай был частью Османской империи всего год с 1927г. по 1828г. А 2.11.1828г Карачай проиграл сражение, помошь от султана не пришла и пришлось подписать договор о принятии русского подданства, но со своими карачаевскими условиями, например сохранения шариата и внутреннего самоуправления и.т.д. В 1828г. на Центральном и Западном Кавказе Карачай был единственным княжеством, в котором была централизованная власть, Верховный Князь и Тёре (Народный Парламент), значительная военная сила и другие атрибуты независимости. Именно это явилось причиной того, что царские генералы (Еммануель) на Северном Кавказе только один раз подписали договор о приеме в состав Российской империи и только с Карачаем. Также только Карачай дал сражение в котором русские войска потеряли  личного состава больше, чем  на каком либо сражении  по всему Центральному и Западному Кавказу за все время Кавказской войны.  ( Вообще сказать русским на всей Черкессии было дано только одно большое сражение и то не адыгами, а убыхами, в котором русские войска потеряли ок. 30 чел.)
Современные кабардинцы, предков которых из крымского подданства передали в русское подданство как провинцию побежденного Крымского ханства, любят разглагольствовать о якобы 100 летней войне адыгов с Российской империей.  Приходится таковым напомнить, что адыги якобы за сто лет войны не смогли дать сражения которое дали 600 карачаевских ополченцев против 2000 тыс. российских солдат вооруженных пушками и ружьями. И это при том, что генерал Еммануель ложной атакой малого отряда отвлек на Кубань основные силы карачаевского войска. Потери русских в сражении с карачаевским ополчением на Хасауке в 1828г. превосходят  подобные потери при сражении с отборным отрядом в 400 сабель Шамиля на его неприступной крепости Гуниб...(эту интересную и неизученную тему я освящу позже). Вернемся к Д.Уркварту. Он был очень информированный человек и конечно знал подробности расстановки  военных сил..
Почему он поставил три стрелы в центре флага?  Потому что в карачаево-балкарском языке 1.стрела 2. племя 3. мужское семя обозначаются одним словом ОК-УК. Сравни с азербайджанским ОГлан, оглу... Поэтому три перекрещённые стрелы символизируют три народа!!!! Тюркофил Дэвид Уркварт имел ввиду ввиду три народа...Тут возможны варианты объяснения кто же эти три народа-три стрелы - карачеркесов, ногайцев и татар или тюрки, адыги, абазы. При разночтениях значения трех стрел, надо признать, что черкесский флаг имел цель объединения всех народов Левобережья Кубани карачаевцев, татар, ногайцев, адыгов, абазин, убыхов, садзов. Информацию о тюркофиле Д.Уркварте и о совмещении значений стрела-народ в древнетюркском языке  очень важно помнить чтобы понять историю создания современного адыго-черкесского флага. Также надо иметь ввиду что в современном кабардино-черкесском языке нет своего слова со значением "флаг- знамя" и используется "бэракъ" заимствованное от тюркского карачаево-балкарского "байракъ". Что также говорит о том, что адыги вместе со словом "байрак-бэрак" заимствовали флаг у тюрок...
Во всяком случае эта современная фотка как продолжение вышесказанного также разрушает адыгскую монополию и адыгский миф на "адыго-черкеские символы",  на "адыго-черкесский флаг" растиражированные в перестроечное время....


карачаево-балкарская диаспора, адыго-черкесский флаг
Памятный знак в ШАМЕ ( Сирия - Иордания).Современный адыго-черкесский флаг указан как Карачай- 2-я секция

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий