понедельник, 20 января 2014 г.

О лицах свободных сословий у карачаевцев, адыгов, ногайцев и абазин



 О лицах свободных сословий у карачаевцев, адыгов, ногайцев и абазин
Ахмад Салпагаров
1.Вступление
2. Об объективности источников информации и книги
3.О свободных сословиях Центрального и Западного Кавказа
4. Статистические данные по привилегированным сословиям туземного населения Терской области считается (1869-1872г)
5. По мнению уездных управлений 1873 года, считается в Кубанской области
6. Пояснения к статистическим данным свободных сословий,
сравнения и выводы
7. О низкой долей мужчин в Карачае в 1897г
8. Фотокопии о «уорк-шаотлигуса» и
о правах кабардинского князя на зависимые сословия
9. Фотокопии страниц с числом семейств свободных сословий
10. Послесловие

1.Вступление 
Свободные сословия Карачая и Кабарды - узденьЧисло лиц и семей свободных сословий у кавказских народов- одна из важнейших его характеристик. А сравнение её у разных народов показывает точную картину и историю данного народа и региона в целом, а также разоблачает измышления недобросовестных авторов. 







 Притихшие в 2005-2006гг, но вдохновленные заграничными советниками в последние 2-3 года некоторые адыгские националисты возобновили  тиражирование  подзабытых  мифов. Тут и "господство кабардинцев", "великая Черкесия"  и адыгеизация тюркской черкесской истории,  свежеиспеченные карты "адыго-Черкесии"  и т.д. Главными спикерами по теме выступают те лица, предки которых не то, что "господствовать" над кем-то, но будучи бесправными ни себя, ни свои семьи не могли защитить от своих настоящих господ-князей.  Мы тут разберем - объективную статистику из книги кабардинских историков 21 века на основе кабардинских и др. источников 19 века, которая опровергает главные мифы националистов. Эта книга «Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа 1793-1897гг»  Нальчик 2003г.
Наверху и внизу нашего текста 2  фотографии  внутренних обложек  книги.
Если выразить суть нашей статьи двумя предложениями, то они будут такими: количество лиц свободного сословия только карачаевцев и ногайцев (без учета балкарцев-кумыков) превосходили  количество свободных лиц всех адыгов (кабардинцев и закубанцев) вместе взятых. Из этого следует, что карачаевцы-ногайцы имели больше  земли, скота, воинов, чем все адыги вместе взятые. Поименные списки глав семей свободных сословий в 19 веке составили  комиссии из представителей самих горских народов под контролем царской администрации. В этом их объективность и максимальная достоверность. Если интересно, то далее читаем подробности. 
2. Об объективности источников информации и книги 
Свободные сословия Карачая узден и бий, Кабарды пши, дижинуго

Кабардинские историки, сословия Кабарды и КарачаяНаша статья полностью основана на упомянутой книге «Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа 1793-1897гг» Нальчик 2003г. Содержанием книги являются не  газетные статьи или  мое личное мнение или вольные интерпретации некоего профессора или народные предания, а содержанием книги является  объективная  информация от самых первых и надежных источников 19 века. А авторами составителями книги является группа современных  кабардинских историков- Х.М.Думанов,А.И. Мусукаев,А.А. Максидов и их редакторы Я.О. Томазова, М.М. Хафице. Книга вышла в серии с громким названием "КЛИО, т.е. Кавказский литературно-исторический Олимп".  По названию КЛИО видно, что авторы-составители очень гордятся своим произведением и высоко ее оценивают. Поэтому фальсификаторам карачаево-балкарской и адыго-кабардинской истории не получится отмахнуться от статистики и утверждений книги данной книги.  В качестве подтверждения основательности и наибольшей достоверности собранных сведений о лицах и семьях привилегированных и свободных сословий вставлю фото со 165 страницы книги. Читайте сами и убеждайтесь в объективности статистических данных книги.  Как видно тут не список Я.Шарданова, составленный по его личному усмотрению, а списки составленные комиссиями из нескольких человек, с  тщательным отбором претендентов на звание «лицо свободного или привилегированного сословия». Противоположным  к свободным сословиям являются зависимые сословия т.е. крепостные и рабы!

3. О свободных сословиях Центрального и Западного Кавказа 
Итак, в 1864г. на Кавказе была учреждена «Временная комиссия для разбора личных и поземельных прав туземного населения Терской области», которая «в 1869г была преобразована в Комиссию для разбора сословных прав горцев  Кубанской и Терской областей» и работала до 1874г. В этой статье использованы статистические данные обозначенной Комиссии, опубликованные на стр. 166-170 обсуждаемой книги.
А что нам показывают число  лиц привилегированных и свободных сословий? Народ, имеющий наибольшее число свободных людей, представляет наибольшую военную силу в регионе, владеет наибольшей территорией и обладает наибольшим экономическим  потенциалом  в т.ч. наибольшим числом домашних животных. Такое суждение имеет под собой историческое основание, ибо представители зависимых сословий- крепостные крестьяне и рабы не владели вовсе ни землей, ни оружием, ни скотом в отличии от представителей свободных сословий или были очень ограничены в правах  в т.ч. в правах собственности.  И поэтому по числу лиц свободного сословия можно определять его экономический и военный потенциал.
Вот  показательный пример от Джорджио Интериано в его описании  «Быт и страна зихов, именуемых черкесами»  в 1503г что значит свободный и крепостной «Есть среди них знатные и вассалы и сервы, или рабы. Знатные пользуются среди прочих большим почетом и значительную часть времени проводят на коне. Они не терпят, чтобы их подданные держали лошадей, и если случится вассалу вырастить как-нибудь жеребенка, то как только он станет большим, его отнимает дворянин и дает ему взамен быков, присовокупляя такие слова: «Вот это, а не конь, больше подходит для тебя» … ( полезно знать  желающим представить лощадь кабарских хазарских князей- адыгской лощадью)
(http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVI/Interiano/text1.htm   из книги «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв" Эльбрус. Нальчик. 1974)
Могу от себя добавить подобную информацию, услышанную мной от Салпагарова Мурадина, который сам передавал от Салпагарова Назбия (1916-2008), постоянно прожившего в Салпагаровском квартале в Картджуте и знавшего сыновей защитников Карачая в 1828г.. Он  рассказывал о том, что даже в минуты смертельной опасности, в  сражении на перевале Хасаука бой вели свободные уздени, а  небольшое число крепостных которые там были, играли  вспомогательную роль подноски пороха, пуль, зарядки ружья.  Крепостным ружье не давали,  считая войну делом свободных  узденей.
  • Как известно, карачаевцы-балкарцы были депортированы в 1943-1957гг из Кавказа в Среднюю Азию. В этот период всякие упоминания о карачаево-балкарском народе были под запретом. А оставшиеся бесхозными! история, культура и земля карачаево-балкарского народа были поделены между соседними народами. За это время соседи прилагали (и прилагают до сих пор по уже сложившейся многолетней привычке) огромные усилия по присвоению истории, культуры и территории  карачаево-балкарского народа. Кабардинские историки присваивали и продолжают присваивать животноводческую культуру, землю и нартский эпос карачаево-балкарского народа. Осетинские историки присваивают карачаево-балкарское имя алан, их историю и нарсткий эпос, создав ложную ирано-аланскую теорию. 
В связи с этим интересно сравнить численность свободных лиц и сословий народов Центрального и Западного Кавказа. Комиссии указывали отдельным столбцом фамилии и имя глав семейств и другим столбцом  число лиц мужского пола в каждой семье.  А за последующим  признанием царской властью сословных прав кавказцев стояли разные преференции и привилегии, присущие привилегированным и свободным сословиям Российской империи. Поэтому царская власть и представители кавказских народов в список привилегированных и свободных сословий включали не всех подряд, а действительно тех, кто соответствовал такому званию. Перечитайте еще раз правила определения свободных лиц на выше приложенной фотостранице. 
  • Еще раз обращаю внимание своего читателя. Многие докторские диссертации по истории Северного Кавказа написаны под  заказ своих республиканских элит,  методом выдергивания из общего контекста  событий, свидетельств путешественников и военных 19 века,  в которых преобладают субъективные мнения, политическая целесообразность текущего момента или ошибки плохой осведомленности. Для подобных «научных диссертаций» по истории  Центрального и Западного Кавказа  17-19 веков объективные данные о свободных сословиях Центрального Кавказа словно иголка для дутого резинового шарика. С целью сокращения объема статьи,  типы привилегированных и свободных сословий указаны в скобках, без выделения их на отдельные строки как в оригинале.
Также я ограничился  данными количества семей, без добавления столбца «лиц мужского пола» в семье. Так как при составлении списков свободных сословий глава семейства записывался по фамилии и имени, а сыновья его не назывались, а указывалось их количество цифрами в отдельном столбце как «лица мужского пола». Поэтому при желании, записанные в 19 веке цифры, можно по-разному читать, например цифры 3 и 5, увеличивая или уменьшая «лиц мужского пола» у разных народов, но невозможно ошибиться при подсчете количества семей, так как главы семейств написаны поименно. (Подробности внизу на фотофаксимиле по Салпагаровым,  также ложный подсчет в графе «тлякотлеш» в кабардинском племени смотри фото внизу)


4. Статистические данные по привилегированным сословиям туземного населения Терской области считается : 1869-1872гг

Туземское население
Число семейств

1
2

Кабардинского племени (пши, тля-котлеш, дижинуго, беслен-уорк, уорк-шаотлигуса)
в т.ч. уорк-шаотлигуса
847

697

Горского общества Большой Кабарды
(тау-бий)
89

Осетинского племени (бадилат, саргасат, гагуат, алдар)
197

Кумыкского племени (бий, чанка, эли, уллу узден)
154
В оригинале статистика Кубанской области по адыгским племенам шапсугов, абадзехов, бесленеев, бжедугов,  натухайцев, махошевцев, хатукаейцев, темиргоевцев  дана раздельно. В нашей же статье статданные по ним просуммированы в одну «адыгочеркесскую» строку. В статистике по Кубанской области  в 1-ой строке по первому народу  не указана племенная принадлежность сословий. Однако судя по названиям сословий полагаю, что они адыги из разных племен, за исключением татарского сословия «султан», включенных в 1-ю строку.

5. По мнению уездных управлений 1873 года, считается в Кубанской области:

Туземское население
Число семейств

1
2

Без указания племени (султан, пши, тлякотлеш, дижинуго, уорк)
в т.ч. султаны (т.е. татары)
398

18

Абазинского племени (аха, тлякотлеш, агмиста-ду, агмиста, уорк)
455

Ногайского племени
мурза, узден
443

Всех адыгочеркесских племен
(пши, тлякотлеш, дижинуго, уздень 1й ст., уздень 2-степени, беслен-уорк, уорк)
1168

Карачаевского общества
Бий, чанка, уллу узден
2043
Источник: Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа 1793-1897гг.  Нальчик 2003. С. 166-170 (детализацию по сословиям и обществам-племенам см. ниже в фотокопиях)

6. Пояснения к статистическим данным свободных сословий,
сравнения и выводы.
Как видно из таблиц наибольшее число семей привилегированных и свободных сословий имеется у карачаевцев 2043 семей. Это в 2,4 раза  больше, чем 847 семей у кабардинцев, в 1,7 раза больше чем  1168 семей у всех 8! племен адыгочеркесов вместе  взятых и в 10 раз! больше, чем у осетин.
В кабардинском племени из  847 семей свободных сословий сословие «уорк-шаотлигуса» составляет 697 семей! У карачаевцев сословие «азат узден», соответствующий кабардинским «уорк шаотлигуса» составляло всего 262 семей. 
(В списке лиц свободных сословий Карачая, составленным полковником Н.Петрусевичем они названы "прищельцы в Карачай, считающие себя узденями")
Кабардинский "уорк шаотлигуса», в книге обозначен как "выкупающий голову" (стр.29). Это бывшие крепостные, получившие свободу  или выкупившиеся себя до отмены царским правительством крепостного права в России в 1861г. Бывшие крепостные кабардинцы «уорк-шаотлигуса» составляли 82% всей численности  свободного сословия кабардинского племени т.е. это сословие увеличивало число свободных кабардинцев в 5 раз! У карачаевцев такое же сословие составляло  всего 12%.
  • Число семей свободных и привилегированных сословий только карачаевцев и ногайцев и только в Кубани (2496семей) превосходили подобное число всех!  кабардино-адыгских племен (2395семей) Терской и Кубанской областей. А  малое число свободных сословий осетин-197 семей  не с кем даже сравнивать. А еще не учтены семьи свободных сословий балкарцев и кумыков Терека, ногайцев и кумыков Дагестанской области, ногайцев и туркмен Ставропольской губернии.
Если исключить из числа карачаевцев сословие «азат уздень», а из числа кабардинцев «уорк-шаотлигуса» т.е. бывших крепостных, то численность семей свободных сословий одних только карачаевцев (т.е. 1781 семей) превосходит соответствующий показатель всех 8 адыгских и 1 кабардинского племен вместе взятых (т.е. 1548 семей) !
На самом деле, если бы число семей свободных сословий всех тюрок Кавказа были бы объединены подобно тому, как объединены разноплеменные адыгы  и разноплеменные осетины (дигорцы и иронцы), то сравнение будет многократно в пользу тюрок. Ибо  в отличии от всех других малочисленных кавказских народов, проживавших в одном или двух областях (или даже в 2-3 ущельях) Северного Кавказа, тюрки  проживали во всех кавказских областях.Да к этому доля лиц свободного сословия была намного выше чем у адыгов. Тюрки Кавказа  по занимаемой территории  также многократно превосходили территории всех кавказских народов вместе взятых.
Согласно первой всероссийской переписи 1897г. тюрки  Северного Кавказа (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, татары, туркмены, турки) проживали в Кубанской, Терской, Дагестанской областях, Ставропольской губернии, Черноморском округе и составляли второй по численности народ после русских, превосходя численность любого народа Кавказа, в т.ч.  в 1,5 раза превышая численность всех адыгов. И это при том, что абсолютное большинство кавказских тюрок ( ногайцы) были частью изгнаны, частью уничтожены, частью ассимилированы царским правительством в течении 18-19 веков. (В настоящее время чеченцы превзошли тюрок Северного Кавказа по численности).
  • Объективные данные о  многократном превышении числа лиц свободных сословий среди карачаевцев по сравнению с подобным числом у других народов Центрального Кавказа разоблачают тиражируемые ими мифы о «могуществе, о больших территориях, о большом количестве воинов, о великой Адыго-Черкесии» и т.д.
Привилегированные и свободные рода северокавказских народов, составляющие их элиту, зародились давно и существовали многие века. Соотношение между свободными и зависимыми сословиями показывает не однодневное состояние горских народов, а их состояние в течении многих предыдущих столетий. И потому транспонирование численности лиц свободных сословий на предыдущие века необходимое условие правильного описания и понимания истории Кавказа.
Названные объективные  цифры опровергают многие мифы, которыми потчуют народы Центрального Кавказа некоторые «профессора» и имеют большое значение для правильного понимания  истории Кавказа.

реплика по теме:
Ахмад Салпагаров
Фотофаксимиле с перечислением глав семей Салпагаровых с сыновьями из списка лиц свободных сословий Карачаевского общества Баталпашинского уезда, выполненных саморучно полковником-приставом Петрусевичем. Из книги "Карачай и карачаевцы" К.Лайпанов 2005. стр.216-217


1. Для пущей убедительности интересно сравнить 39 семей одного лишь карачаевского рода Салпагаровых, моего рода, включённых в вышеназванный список. Укажем, что в Карачае имелись  еще 4-5 старинных статусных родов равных по численности Салпагаровым или больше их! В четырех адыго-черкесских племенах вместе взятых 40 семей свободных сословий (шапсугском-7семей, абадзехскоком-19 семей, натухайском- 3семей,  махошевском- 11 семей). Это больше всего на одну семью по сравнению, с одним  только сырма-узденским карачаевским родом  Салпагаровых. (Карачаевский «сырма узден», вторая статусная ступень после князя, соответствует «уздень первой степени» в сословных списках адыго-черкесских племен).  Для тех «профессоров», которые захотят объяснить смешное малое число  «дворянских  адыгских  родов» их  переселением  в Османскую империю замечу, что Салпагаровых много и в Турции, Европе и Америке. Вы наберите в поисковиках Sılpağar или Silpagar и убедитесь в этом. И это при том, что часть Салпагаровых записаны как Nevruz (Науруз предок Сылпагъара,живший в 15в.) или  Dommayci (имя правнука Сылпагара) или именами ближних отцов или дедов (Temircan). Или взгляните на телефонные справочники Черкесска, Кисловодска и районов КЧР и сравните с числом лиц, из адыгских родов претендующих на свободное сословие. Многочисленность и реальность Салпагаровых в России и Sılpağar за границей (как и других больших родов Карачая Байрамуковы, Боташевы, Хубиевы, Узденовы, Боташевы и др.) подтверждает, что они были равны числу лиц свободных сословий в 4 адыгских племенах и тем самым разоблачает многих баснописцев. Это значит, что одни только Салпагаровы занимали своими кошарами (фермами) и скотом территорию равную занимаемой 4 адыгскими племенами. Кошары (фермы) Салпагаровых  в начале 19века одновременно располагались на Лабе (историко-героическая песня «Джандар»), на Бийчесыне (историко-героическая песня «Гапалау»), в верховьях Кумы и на плато Чырак-Сырт.

7. О низкой долей мужчин в Карачае в 1897г.
В качестве дополнения и подкрепления предыдущих выводов  приведу следующую, опять-таки  объективную и интересную статистику, которая опровергает многие мифы о периоде Кавказской войны. В переписи 1897 года карачаевцы единственный народ Центрального и Западного Кавказа, у которого численность женщин (14217 чел.) превосходила численность мужчин (12660 чел.). То есть карачаевских женщин было на 12 % больше, чем мужчин-карачаевцев. Подобное соотношение мужчин и женщин  было у только восточно-дагестанских высокогорных народов (лезгин).  Но у адыго-черкесских племен, у кабардинцев, кумыков, чеченцев, аварцев количество мужчин превосходило количество женщин в среднем на 8- 12 %.
источник: (http://demoscope.ru/weekly/ssp/emp_lan_97_uezd.php?reg=414  из Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Таблица XIII. Распределение населения по родному языку. (Губернские итоги). Т.Т.51-89. С.-Петербург: 1903-1905 )
  • (Недобросовестные «исследователи» приватизируют общекавказскую трагедию  Кавказской войны,  геноцид всех кавказских народов и в первую очередь ногайского народа, представляют его исключительно как «адыго-черкесский геноцид», используя  большевистский подарок в виде тюркского имени «черкес» и  предъявляют претензии  к всем соседям в т.ч. и к абхазам и к России. Карачаевцы (в т.ч. балкарцы) пока молчат о своих реально  больших потерях не только в Кавказской войне, но и в войне 1941-1945г и депортации 1943-1957г .) 
Меньшее число мужчин у карачаевцев  в послевоенной переписи 1897г. подтверждает наличие у них большего числа свободных людей и наличия большого количества скота и земли в 19 веке. Потому что в войну и смуту мужчины свободных  и привилегированных  сословий погибают чаще,  чем мужчины зависимых сословий. Потому что у них было что защищать и за что погибать. Данное обстоятельство также показывает  то, что именно карачаевцы, как сообщество свободных мужчин («карачеркесов» по Брокгаузу), составляли активную часть сопротивления царской колонизации Кавказа. Только такое объяснение может быть правдоподобным низкому числу мужчин в Карачае. Если кто-то сомневается в моих выводах, пусть сравнит соотношение мужчин и женщин в центральных районах России по переписям 1970гг., т.е. через 30 лет после окончания Великой Отечественной войны.
Низкое число карачаевских мужчин в переписи 1897г., кроме военных потерь также показывает,  что именно они, будучи владельцами скота, содержащимся в дальних кошарах  Карачая, становились объектами разбойничьих нападений  разноплеменных банд в смутное время середины 19 века. Других, более правдоподобных объяснений этой статистике я не вижу. Таким образом, высокое число лиц свободных сословий среди карачаевцев в 1868-1872г. и  меньшее число мужчин-карачаевцев по сравнению с женщинами-карачаевками в переписи 1897г  взаимосвязанные и очень важные цифры для понимания истории Кавказа и для опровержения существующих фальсификаций и притязаний на нашу историю и земли.
8. Фотокопии о «уорк-шаотлигуса» и  
                             о правах кабардинского князя на зависимые сословия            

кабардинские сословия
страница 29
Близкий по смыслу комментарий есть и на другой 92-93 странице книги: «Откуда произошло сословие уорк-шаотлигуса неизвестно, но известно, что беслен-пшитли, то есть княжеские холопы, освобождаясь каким бы то ни было способом от крепостной зависимости, становились уорк-шаотлигусами.».
В третьем месте на стр.202 чуть более благожелательней «Что касается уорков-шаотлигусов, то большинство из них пользовалось совершенной независимостью; некоторые из них входили во взаимные личные отношения с пши или с тлекотлешем и дижинуго в видах взаимной помощи. Беслен-пшитли или иначе холопы пши, освобождаясь каким бы то ни было способом от крепостной зависимости могли стнговится уорками-шаотлигусами».


Это страница 25.

В кабардинском племени было семей пши- 23, тлекотлшей- 64, дижинуго 30 итого 117. См. ниже фото. Возможно в Кубанской области среди беглых кабардинцев есть небольшое число семьей пши, тлекотлеш и дижинуго. Но остальные семьи кабардинцев оказывается  находились в абсолютно бесправном положении перед своим князе. Они не могли защитить даже своих жен или дочерей!!! И после этого они будут о каком-то господстве над кем-то писать.Господа перечитайте, что воспроизводят из 19 века в серии ""КЛИО, т.е. Кавказский литературно-исторический Олимп"- группа современных  кабардинских историков- Х.М.Думанов,А.И. Мусукаев,А.А. Максидов и их редакторы Я.О. Томазова, М.М. Хафице.  Я просто сделал фото для вас из открытого кабардинского источника, кабардинских авторов, чтобы вы со своим бревном в глазу не тыкали на пылинку в чужом глазу! От себя могу добавить лишь то, что кабары-  (кавары) были не адыги, а хазарское племя.

9. Фотокопии страниц с числом семейств свободных сословий
Хочу в качестве приложения и доказательства дать фотокопии страниц и отдельно рассказать о книге.


пши, тлекотлеш, бий, узден, чанка
Коллектив кабардинских учёных выпустивших книгу архивных документов, умышленно или неумышленно допустил фальсификацию.Во второй позиции "тлякотлеш" 64 семей.Здесь невозможно ошибиться в счете, т.к. она поименная с указанием имени главы семейства. Далее указывается число лиц мужского пола в семье,а их якобы 1940. Но в одной семье  не может быть более 30 сыновей. Расчетным путем определяем по среднему значению ок. 200 сыновей. При этом числе выходит итоговая цифра внизу 4073.


сословия адыгов и абазин


карачаевские свободные сословия узден



10. Послесловие
Ну, вот на этом остановимся ... Позже обязательно ответим на интересные вопросы, возникшие по поводу этой статистики.. И вы думайте пока над простыми вопросами следующих исследований…
1. Почему статданные по карачаевцам-балкарцам записаны "Карачаевское Общество и  Горские Общества" а вот по адыгам "кабардинское, бесленеевское , шапсугское племя"? Что выше по статусу племя или общество?
2. А также почему в кабардинском племени в число свободных сословий включили бывших крепостных "уорк-шаотлигуса", а в горских обществах пропустили урожденных свободных «узденей»... 

3. Современных адыгов армяне якобы поддержкой "черкесского геноцида" пытаются перетянуть на свою сторону. Вот и надо подумать за что  небольшое число армавирских армян  получило аж 483 офицерских звания по которым их приравняли к привилегированным и свободным сословиям  горских князей да узденей 1 и 2 степени. (см. последнее фото). При том что они не были родовитыми и коренными князьями или узденями. Ну за какие заслуги можно сделать такой массовый и быстрый социальный скачок в глазах царской администрации?  Не хочется думать что, закубанских армян ремесленников и торгашей наградили офицерскими званиями за помощь в изгнании и уничтожении ногайцев и западных адыгов.