четверг, 17 марта 2016 г.

История Кавказа в лексике карачайбалкарского языка

Основы северо-кавказской истории из лексики карачайбалкарского языка
карачаевцы-балкарцы, карачаево-балкарское государство, Карачай, Балкария
Великоболгарское ханство 632-674гг - первое государство карачайбалкар 
Карта создана дунайскими болгарами 
на основе исторических и археологических источников 
Ахмад Салпагаров 11.11.2015г
Карачаевцам, балкарцам, кумыкам, крымским татарам, ногайцам всем тюркам Северного Кавказа читать вдумчиво. А еще лучше запомнить и распространять. Сейчас я вам выложу основы фундаментальной истории Северного Кавказа, которая запечатлена в тюркских этнонимах, топонимах, гидронимах на Северном Кавказе.
История карачайбалкарского и кумыкского народа на профессиональной основе  изучается многими сотнями сотрудников нескольких научно-исследовательских институтов уже ок. 90 лет. Но несмотря на это, в научных академических изданиях до сих пор не существует общепризнанных толкований главных кавказских тюркских этнонимов алан, болгар, балкар, куман, кумук, карачай, хазар и главных кавказских топонимов и гидронимов Кавказа таких как Кавказ, Каспий, Кубань, Казбек, Эльбрус составляющих по сути основу кавказской и карачайбалкарской-кумыкской истории.
(Например в Энциклопедии народов России Москва 1994г., или Карачаевцы. Черкесск 1978г, или  международная конференция "Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа" прошедшая в г.Москве в ноябре 2014г. не дали научное толкование этим древним этнонимам и топонимам)
Взяв на себя смелость - хочу дать свою версию толкований этим этнонимам, топонимам и гидронимам. При этом уверен в правильности своих толкований и этимологий, например мое толкование этнонима и топонима "Карачай" уже постепенно проникает в сознание карачайбалкар и начинает ими воспроизводится в интернет группах и форумах. Тоже самое с этнонимом "алан". Приводимые в данной статье этимологии тюркских этнонимов и топонимов опубликованы в моей книге на карачаево-балкарском яз. "Аланхазар сыры.." в 2010г. Поэтому  в данной статье осуществляется краткий перевод с небольшой редакторской корректировкой. 
Каждый пункт данной статьи в последующем будет подробно разъяснен для людей не знающих карачайбалкар-кумыкский язык. Только один пункт данной статьи пока подробно разъяснен по-русски-это пункт о древнетюркском значении этнонима "алан". 

1. КАРАЧАЙ - кара+чай означает 1.родниковая чистая вода 2.могучая река. Данные значения более всего подходят к реке КУБАНЬ, начинающейся от талых чистых вод идущих от Эльбруса.

2. Этноним и самоназвание  БАЛКАР  равнозначен древнему этнониму БОЛГАР, исходная форма, которых есть БУЛГАРБулгар производно от БУЛАК+ЭР, где БУЛАК, (древняя форма "булх")- родниковый источник, а эр- мужчина, т.е. булгар-это водный, речной мужчина или булхи- люди живущие у чистой воды. БУЛАК как "родниковая вода" соотвествует слову КАРАЧАЙ.  Более и повсеместно распространённым является производный от слова "булак" - КАРАБУЛАК, т.е. "чистая, настоящая родниковая вода", которая также также идентично слову КАРАЧАЙ. Т.о. существуют прямые связи и соответствия между этнонимами и соответсвующими им кавказскими народами "булх, карабулак, булгар-балкар, кара болгар, карачай", а также их первоначальными значениями- "чистая родниковая вода и водный речной мужчина". (Прим. Надо отметить что в средние века территория Карачая включала в себя всю территорию нынешних КЧР, КБР и Кавмминвод и все живущие на этой территории кроме своих этнических имен и племен таких как ас-алан-барсил, аланхазар, балкар, куман еще употребляли самоназвание Карачай и карачайлы, подразумевая под этим географическую область и себя как людей живущих у чистых и родниковых вод, коих было самое большое количество под вечными снегами и горами.)

3. КУБАНЬ-река начинающаяся от тающих вечных снегов Кавказского хребта есть 1.чистая вода и 2.могучая река. Районы прилегающие к реке Кубань и к горе Эльбрус являются древней областью проживания гунно-болгар и гунно-алан. В настоящее время здесь проживают их прямые потомки карачайбалкары, принадлежащие к древнейшему типу белого человека, к кавкасионской расе. В прошлом и в настоящее время верховья Кубани с множеством больших и малых рек, отличающиеся своей чистотой и прозрачностью называется КАРАЧАЙ.

4. КУМАН средневековый могучий тюркский народ. КУБАН и КУМАН по правилам древнетюркского карачайбалкарского яз. одно и то же слово, исходная форма которых является КУН+МАН и КУН+БАНгде Ман-Бан словообразующий аффикс восходящий к личному местоимению Я, по тюрски Мен-Бен. Здесь "Кунман" в буквальном смысле означает "Я есть Солнце" и является самоназванием древнего тюрка солнцепоклонника Гунна (гунну-хунну) и подобен этнониму и самоназванию "Туркман-Тюркмен- я есть тюрок". По правилам карачайбалкарского яз. звук Н, находящийся перед звуками Б и М сливается с ними и поэтому кун+ман и кун+бан произносятся как Куман и Кубан. При этом звуки Б и М имеют до сих пор паралельное употребление в тюрских языках ср.турецкое Бен, карачайбалкарское Мен т.е. Я, поэтому Кубан и Куман одно и тоже слово.

5. Утверждение 4 пункта подтверждается значением Куман в венгерском языке. КУМАН в языке родственных венгров звучит как KUNOK или KUN, что подтверждает вышесказанное об изначальной форме слова как Кун+ман и восхождение его к этнониму Гун.

6. ГУН-ХУН древняя форма современного слова КУН-KÜN, означающего СОЛНЦЕ. Древние ГУННУ-ХУННУ были солнцепоклонники.

7. Также КУМУК по вышеобозначенному правилу карачайболкарского яз. соответствует КУНМУК-ГУНМУК или Кунмык-Гунмык поэтому гун-кун и кумук-кумык одно и то же слово с одним и тем же значением. Здесь части слова МАК-МЫК, МУК-МЮК словообразующие аффиксы.

9. Древнетюрский этноним и самоназвание карачайбалкар АЛАН происходит от слова "ала - пёстрый, пятнистый,светлый" и равнозначен тюркскому слову барс и европейскому леопард.В казахском яз. АЛАН означает барсёнок. В азербайджанском яз. существует обращение друг к другу "АЛА". Карачайбалкары также обращаются друг к другу АЛА или АЛАН и называют себя АЛАН. Параллельно с Алан употреблялся тождественный ему этноним Ас. Ас+Алан=Аслан

10.Названия моря КАС+ПИЙ (у северных тюрок) или ХАЗ+АР (у южных тюрок), горы КАЗ+БЕК или КАЗ+МАН, народов ХАЗАР, АЗЕР  и КАЗАК, региона КАВКАЗ образованы от названия древнетюркского тотема КАЗ-ХАЗ-ХАС-АЗ, означающего гуся или лебедя. Все эти известные этнонимы, топонимы,гидронимы находятся в одном историческом регионе и все они имеют в своем названии слово хаз-каз-аз-хас, означающее Гусь или Лебедь в разных тюрских диалектах-языках. Гусь или лебедь единственное животное, могущее бегать, летать, плавать являлось наряду с барсом, оленем, волком одним из главных тотемов, с которыми себя отождествляли древние тюрки. Казак= Каз (гусь)+ак (белый) т.е. Лебедь. Хаз+ар, Аз+эр - мужчина лебедь, Каз+бек=Гусь-князь, Кас+пий=Гусь князь. Само название Кавказа имеет ту же этимологию Кау+каз= Кав- 1.ссора 2.бой + Каз-гусь. Кавказ - боевой гусь-лебедь.  
(прим.Кто сомневается в моей этимологии от тюрского слова Каз-гусь,лебедь пускай почитает о крылатых гусарах, которые (венгры, поляки,русские) позаимствовав название гусар от гасар (хазар) еще в 17-18 веках на спину или на голову вешали крылья совершенно ненужные в бою, пытаясь уподобиить себя древним тюркам хазарам-казакам-азарам.)

11. Первые пратюрки были единобожники, бог которых назывался Тенгри- Тейри. По правилам тюркских яз. карачайбалкарское ТЕЙ соответствует турецкому ТЕК, которое в турецком яз. означает  ЕДИНЫЙ. От карачайбалкарского ТЕЙ греческое Theo (бог). Если кому-то не нравится слово "карачайбалкарское" тогда можно его заменить на "древнетюркское". От корня Тек производно Тенг+ри, где аффикс Ры-Ри в карачаево-балкарском яз.показывает направление движения, т.е Тейри-Тенгри буквальное значение "к богу единому". Позже пратюрки отошли от единобожия к язычеству и стали поклонятся Солнцу (огню), а возможно также и воде. Поэтому первые из них известны под именами хунну-гунну и булгар. Позже пратюрки стали поклоняться животным Лебедю, Барсу, Волку, Оленю и т.д. и  именами этих животных-тотемов стали называть себя Алан, Каз+ак, Хазар-Азер, Башкорт, Тюрк и т.д .

12. Об аланхазарах. Этноним алангасар, сохранившийся в удмуртской мифологии со значением "люди-великаны" имел под собой реальный прототип "аланхазар", который по всей вероятности означал древнее побратимство или смешение алан и хазар. Поэтому карачайбалкары непросто аланы, а аланхазары ввиду их включенности и проживания в Хазарском каганате ок.400 лет. Аланхазар  означает "крылатый барс", который зафиксирован во многих тюркских артефактах древности, например на гербе Татарстана. Герб почти идентичный с татарстанским с крылатым барсом имеют карапапахи, которые на самом деле до 16 века жили на Северном Кавказе под именем папаги рядом с аланами.  А также мужское имя Аланхазар, Аланказар, Алангасар встречающееся у многих тюрок от караимов до киргиз.

13.  Подводя предварительные итоги,  хочу сказать, что употребляемый с 1920г годов этноним карачайбалкар фактически означает кубанские болгары, в противоположность дунайским болгарам и волжским болгарам, отколовшимся в 7-8 веках от кубанских карачайских болгар. А что такое Кубан-Куман и Болгар-Балкар еще раз перичитай сначала. Применимо к карачаевцам и балкарцам более разумным, исторически верным и попросту спправедливым является называть их карачайбалкары и соотвественно карачайбалкарский народ, язык ит.д. вместо разделительных карачаевцы-балкарцы и карачаево-балкарский язык, словарь, история итд, не говоря уже о враждебных делу единства словосочетаниях балкарский или карачаевский язык, литература, история и т.д. Наименование "карачайбалкар" реанимирует употребляемое Умаром Алиевым название народа и языка с 1924г в выпушенной им первом букваре на латинице среди тюркских народов "карачайбалкар элибле" по русски- "карачаево-балкарский букварь" (см.фото ниже в приложении). Наше объединяющее наименование "карачайбалкар" я уже использую  и внедряю в обиход с 2001года, а этноним "аланхазар" с 2009г
Эквивалентом этнонима карачайбалкар является этноним аланхазар. 

Карачайболкары-есть гун-аланы, готланы, аланхазары, ас-аланы, барсилы, гун-болгары, гунманы-куманы единый с гунмуками-кумуками народ, с общим языком,историей, культурой, общекавказским домом. Карачайбалкары и кумыки наследуют от всех кавказских тюркских народов населявших Кавказ и Крым с незапамятных времен.

Приложения:
1.Пути сообщения между Крымским ханством и кумыкским шамахальством на схематической карте с княжеством Карачай в центре Кавказа в 15-19веках, вначале едином, к середине 17 века распавшемся на мелкие княжества...
По изображенному пути двигался Эвлия Челеби в 1666г  и войско Баталпаши в 1793г..По такому пути сообщались древние тюрки проживавшие по обе стороны Кавказа со скифских времен и времен образования первого карачайбалкарского государства Великого Болгарского ханствав 632-674гг
княжество Карачай,  Алания, Кумыкия, Крымское ханство













2. Обложка карачайбалкарского букваря 1929г издания-"Джангы карачайбалкар элибле". Это второе повторное издание. Первое издание было в 1924г. В республиканской библиотеке откуда я скопировал этот букварь не сохранилась такая важная книга как первый букварь на латинце не только для карачайбалкаров но и первый среди всех тюркских народов.

























Первый карачайбалкарский букварь на латинице второе издание в 1929г. Первое было в 1923г.  На фото обложка букваря и первая внутренняя страница. Название букваря латиницей "Cangı qaracay-malkar elible -новые карачайбалкарские буквы"


Продолжение в статье "Тюркские государства Северного Кавказа"

1.11.2015г. Ахмад Салпагаров