среда, 29 января 2014 г.

Эльбрус - как княжеский, национальный и республиканский символ

 Эльбрус как княжеский, национальный и республиканский символ
АХМАД САЛПАГАРОВ январь 2014г
Минги-тау карачай-балкар тау
На первом плане тюркские менгиры 11-12 веков. 
Взорваны неизвестными в 2007г.
 "Эльбрус- двухглавый, седой величавый, Он тамадою у нас..."  из народной песни карачаевцев-балкарцев. Гора Эльбрус высочайшая вершина Европы и Кавказа, вокруг которого многие тысячелетия живет карачаево-балкарский народ. Гора Эльбрус играет большую роль в жизни карачаевцев-балкарцев. Но мы сегодня поговорим об Эльбрусе как о  родовом (княжеском), национальном символе и как о символе двух тюркских карачаево-балкарских республик КЧР и КБР.
   Оглавление
1.Карачаево-балкарские названия Эльбруса
2.Названия Эльбруса в языке братских соседних народов
3.О происхождении названия Эльбрус 
4.Свидетельство Эвлия Челеби в 1666г  
5.Гора Эльбрус национальный символ двух братских республик
6.Гора Эльбрус символ сванских князей и кумыкских шамхалов 

1. Карачаево-балкарские названия Эльбруса
Утверждение о проживании карачаевцев-балкарцев в течении тысячелетий на прилегающих к Эльбрусу территориях не вызывает возражений у ученых. Некоторые недоброжелатели от зависти к древней карачаево-балкарской истории любят повторять чьи-то сказки о якобы переселении карачаевцев-балкарцев из Крыма 300 лет назад. Но на самом деле бесспорно установленным научным фактом является принадлежность карачаевцев-балкарцев к кавкасионскому расовому типу. А кавкасионский расовый (или антропологический) тип (по-английски Northcaucasian race) встречается только на Центральном Кавказе и сформировался на Центральном Кавказе многие тысячелетия назад. В связи с этим  интересно упомянуть, что одна из версий происхождения названия Эльбрус является толкование его как  "Эльбуруш-Эльбурус - образователь народа". А Эльбуруш по карачаевски, Эльбурус по-ногайски, а ногайцы жили на равнине и европейцы имели отношения с ногайцами намного раньше, чем с карачаевцами.
На фото вид на Эльбрус из космоса и стрелками указаны месторасположения древнейших карачаево-балкарских сел Карт-джурт, Учкулан, Хурзук, Тегенекли окружающие Эльбрус.
карачаево-балкарский Эльбрус

Высочайшая гора Европы- Эльбрус расположен на территории Карачая-Балкарии,а между российско-грузинской границей и  Эльбрусом расположен перевал Хотю-тау, который становится проходимым только в августе. Проживая тысячелетиями рядом с Эльбрусом карачаевцы-балкарцы имеют около 20  разных названий горы.

1. Минги тау – гора сознания и мудрости или вечная гора
2. Эльбарс тау (Эльбарыс тау) – гора народа барсов 

3. Эльбарс тау - гора страны барсов (Э.Челеби 16 век), 
(соответствует кумыкскому названию Асхар тау)
4. Эльбуруш тау- гора образующая народ, 

(ногайское произнощение Эльбурус)
5. Чат-тау - гора разделённая седловиной (чат по карачаевски 1. промежность место соединения ног 2. ложбина,лощина)
6. Айрыкъ тау – раздвоенная гора, 
7. Джелбуз тау- гора ледяного ветра
8. Джалбуз тау- гора ледяной гривы
9. Буз тау -ледяная гора
10. Эки башлы- двухглавый
11. Акъ тау – белая гора
12. Аскартау- гора снежных асов или снежная гора асов
13. Кара тау – большая великая гора
14. От тау – огненная гора,
15. Кюль тау – пепельная гора или гора пепла
16. Ингиз тау – вулканизирующая гора

17. Шат-тау- 1. священная гора 2.  гора радости-веселья.
Пояснение к пп.14-16. В 15-17 километрах от древнего Карт-джурта, у реки Кубань лежит большой вулканический округлый черный камень, высотой 1,5 метра, называемый  карачаевцами Кадау таш, Кадама таш. Этот камень почитался карачаевцами за священый и был объектом поклонения в доисламский период. Карачаевцы считали,что камень в глубокой древности выбросил вулканирующий Эльбрус! Из-за  вулканического происхождения камня, т.е. выброшенного из чрева земли, у карачаевских женщин в доисламское время было поверье, что если бездетная женщина потрётся об этом камень, то она обязательно родит.  Вулканическое происхождение  камня в настоящее время научно подтверждено. Вот с таких незапамятных времен живут карачаевцы на Кубани и  балкарцы на соседнем Баксане, что последующие названия Эльбруса связаны с его вулканическими свойствами.
Пояснение к п.17.Вероятно и следующее известное карачайбалкарское название горы Эльбрус  как Шат-тау связано с его вулканическим прошлым.
Шат- имеет несколько значений 1.веселье,радость 2. священный, святой, мудрый 3.заместитель кагана в Тюркском каганате 
Слово шат присутствует в названии древнего карачаевского родового союза и племени Шадыбек т.е.Князь-Шат, объединяющего ок.10 родов. Карачаево-балкарское название Шат-тау проникло в русский язык и существует в стихотворении  М.Лермонтова "У Казбека с Шат-горою Был великий спор...". Хотя данное название в русский язык проникло на 200 лет раньше чем написал эти стихи Лермонтов. На английской карте 17 века  Эльбрус назван на карачаево-русской смеси Shadgore (Шат-гора) по обе стороны которого показаны Alanes и Caracioles (алан-карачаевцы). Кабардинское  название Эльбруса Ошхамахо -гора счастья, есть калька от карачаево-балкарского Шат-тау. В связи карачаево-балкарским названием Шат-тау интересно отметить, что в Тульской области недалеко друг от друга существуют две речки Шат и  Карачаевка.  Я склонен переводить Шат-тау древним малоупотребительным в современном карачаево-балкарском языке  значением "священный, мудрый. Данное значение сохранилось в имени главной героини карачаево-балкарского нартского эпоса Сатанай, Сат+анай- мудрая, святая матерь. 

Это не окончательный список названий горы Эльбрус существующих в карачаево-балкарском языке. Я не стал приводить поэтические и образные названия горы Эльбрус используемые отдельными карачаево-балкарскими авторами в своих произведениях.
                   
2. Названия Эльбруса в языке братских соседних народов
Асхар-тау  (ас хар тау) - снежная гора асов (кумыкское).
Слово "асхар тау или аскар тау" имеется в казахском языке в значении "высокая гора" по отношению к любой горе. Считаю, что ввиду утери зрительного образа Эльбруса из-за давнего отселения казахов (хазар) из Кавказа, асхар тау сохранило значение "высокая гора" без привязки к конкретному Эльбрусу.
Ельбурус (Йель бурыс) — направляющий ветра (ногайское). 

Эльбурус (Эль бурыс)- ногайское произношение карачаевского  Эльбуруш- народ образующий.
Ошхамахо (Ӏуащхьэмахуэ) -гора счастья (кабардинское).  
Урышвхъым1гва - Заледенелая дорога ввысь (абазинское).
Цатыбæрзонд- осетинское.
Йалбуз- турецкое, ледяная грива. Эльбрус хорошо виден из Батуми и приграничных с Грузией районов Турции.
Ялбузи- грузинское название (от тюркского ял -«грива» + буз-«лёд» )
Альберис - армянское от грузинского Ялбузи
Джин падишах - падишах джинов (турецкое) (вероятно поэтический образ)
Альбар - высокая гора (иранское). Вероятно, что иранское Альбар является заимствованным из языка предков карачаевцев-балкарцев скифов или хазар от слова Эльбарс, сохранившимся в значении высокая гора, точно также как в казахском аскартау- высокая гора, безотносительно к Эльбрусу

3. О происхождении названия Эльбрус 
Версий происхождения названия Эльбрус существует великое множество. Представители многих народов пытаются произвести слово Эльбрус из своего языка. Наиболее распространённой является иранская версия. Иранофилы связывают название горы Эльбрус с названием иранского горного хребта Альборз, по русски Эльбурс. Само название Альборз-Эльбурс считается производным от авестийского названия мифических гор Хара Березайти. Теперь думаем самостоятельно, по этой версии исходное слово Хара Берзайти изменяется в Альборз, затем в Эльбурс, затем в Эльбрус! И это при том, что живущие на Кубани болгары известны в древнегреческих летописях со 2 века нашей эры. То есть никаких авестийцев или иранцев не зафиксировано на прилегающих к Эльбрусу территориях. Население прилегающих территорий как и в глубокой древности так и в настоящее время было и есть карачаево-болгарское, гунно-аланское. Даже у грузин, постоянное проживание которых на юге от Эльбруса не вызывает споров, название горы не авестийско-иранское Хара Берзайти или Альборз, а тюркское Ялбузи !
  • Разгадка названия Эльбрус станет очевидной, если мы сведем вместе, бытующие разные тюркские названия горы. 
Итак,  Э.Челеби упоминает о названии горы у местных жителей как Эльбарс тау, т.е. гора народа барсов. У кумыкское название горы Асхар-тау - снежная гора асов. Как известно из истории асы - это аланский народ. А карачаевцы-балкарцы называют себя аланами. Но Эль барс и Барс эл одно и то же карачайбалкарское слово в котором  поменялись местами существительное и определяемое!  Историкам Кавказа из ранне-средневековых армянских, греческих, арабских летописей хорошо известен народ барсил, родственный хазарам и болгарам. Разложим этноним барсил  на составляющие, получаем барс+ил, т.е. барсов народ. Таким образом Эльбарс и Барсил это одно и тоже слово в которых существительное и определяемое поменялись местами как в русском языке гора Эльбарс- народ барсов, а этноним Барсил-барсовый народ.
Карачаево-балкарское Эльбуруш тау и ногайское Эльбурус тау (Эльбурыс-тау) - одно слово означающее "гора, образующая народ". 
Наиболее вероятным считаю что исходной формой названия Эльбрус является древнее карачаево-балкарское Эльбарс-народ барсов зафиксированное в 1566г у Э.Челеби, в ногайско-кумыкском произношении Эльбарыс. Производным от Эльбарс является другое название горы Эльбуруш (по карачаевски) и Эльбурыс (по-ногайски) т.е образователь народа.   европейские путешественники заимствовали Эльбурыс от ногайцев равнинных жителей и закрепили название в виде Эльбрус . 
Другое ногайское название йелбурыс т.е. направитель ветра (определитель погоды) считаю более поздним и потому менее вероятным. 
  • Карачаево-балкарское Эльбарс (народ барсов) и ногайское Эльбурыс - (образователь народа) связывает и  подкрепляет кумыкское Асхартау- (снежная гора асов) и название аланского народа барсил - Барс эль. Таким образом современное слово Эльбрус производно от карачаево-балкарского Эль барс и ногайского Эль бурыс, со значением "гора образующая народ (барсов) ".
4. Свидетельство Эвлия Челеби в 1666г
"На арабском языке эта гора называется Абульджибаль - Отец гор. Персы называют эти высокие горы Кух-и Альборзи, потому что у подножия этих высоких гор поселились горцы племени борзи. На греческом языке эти горы называются Петре Аджан; на монгольском языке -Тильтав; на языке кахтанском- Пуште-и Дадиан; на лезгинском языке- Зех-венде; на языке кайтаков- Тавбан; на черкесском языке - Иритав; на татарском - Чалдыртау-так; на чагатайском - Кух-и Миян. Разные другие народы также называют эти горы горой Эльбрус - Кух-и Альборз." 
на странице: http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Celebi5/text2.phtml?id=7004
Эвлия Челеби. Книга путешествия. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника ХVII века). Вып. 2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. М. Наука. 1979
Как видно, на монгольском, на кайтакском, черкесском,татарском языках в названии Эльбруса присутствует тюркское слово "тав"-"taw"-гора, указующий на их тюркоязычие или на тюркское заимствование. Но нам важно тут показать, что на самом деле иранское-персидское название горы Кух-и Альборзи связано с племенем "борзи", в котором угадывается карачаево-балкарское "барс". Ну куда уж ясней мог написать Э.Челеби "Персы называют эти высокие горы Кух-и Альборзи, потому что у подножия этих высоких гор поселились горцы племени борзи." То есть снова возвращаемся к исходному Эль Барс. И современное Эльбрус производно от карачаево-балкарского Эль барс в персидском искаженном звучании Аль борз - Эльбурз, а Эльбурз переходит в Эльбрус!
И если уж говорить о связи между кавказской горой Эльбрус и иранским хребтом Альборз-Эльбурс, то только о связи в обратном направлении. О том, что персидское название Аль Борз производно от аланского народа барсов - Эль Барс, а не о авестийского Хара Берзайти.
И я не вижу глубокого противоречия между ногайским Эль бурыс (образователь народа) и персидским Эль Борз, когда выяснилось, что основа этих слов карачаево-балкарское Эль Барс!

5. Покровители гор и снега 
из карачаево-балкарской мифологии
1. Акъбаш – покровитель первого снега
2. Акъбийче – покровитель морозов
3. Акъмыйыкъ – покровитель инея и мороза
4. Агъач киши – покровитель леса
5. Алботай – покровитель горных тропинок и дорог
6. Сарасан – богиня зимы
7. Бийтик – божество камней
(из словаря Мухтара Кудаева)
6. Гора Эльбрус национальный символ двух братских республик.
Гора Эльбрус присутствует на национальных флагах и государственных гербах Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики

Флаг Карачая
Флаг Карачаево-Черкесской Республики


Герб Карачая
Герб К.Ч.Р.













Флаг Балкарии
Флаг Кабардино-Балкарской Республики


Герб Балкарии
Герб   К.Б.Р.















7. Гора Эльбрус символ сванских князей и кумыкских шамхалов
Сваны. Грузинский герб.
Герб сванских князьей  Дадешкилиани
шамхал Тарковский
Герб кумыкского шамхала Тарковского

Сванские князья Дадешкилиани считали себя ответвлением от владетеля Дагестана кумыкского шамхала Тарковских. А самих кумыкских шамхалов обычно производят от курайшитов или от чингизидов. Но думаю, что разгадка их происхождения скрывается в их гербах. Двухглавая белая гора занимает весь герб шамхала Тарковского. Но на Кавказе двухглавая и белая гора это только Эльбрус!   Эльбрус очень далек от владений шамхала. И кумыки называют его АС-ХАР-ТАУ- Снежная гора АСов! Известно, что аланы и асы один народ. Почему же кумыкские шамхалы невидимую из Тарков и далекую от Дагестана гору сделали родовым символом? Может быть только одно правдоподобное объяснение- наверное Эльбрус символизирует их древнюю родину. Но и герб сванских князей Дадешкилиани имеет в своем нижнем левом секторе двухглавую гору с полумесяцем и двумя ключами. Но на Кавказе двухглавая и вечно белая гора- это Эльбрус. А два ключа над Эльбрусом показывают смертрельную борьбу двух княжеских кланов Дадешкилиани за власть в княжестве. Территория их владений не примыкала к Эльбрусу, но тем не менее они изобразили двухглавую гору.  Некоторые считают, что на гербе отражена гора Ушба, расположенная в Сванетии. Но это ошибочное мнение, потому что Ушба расположена почти рядом с Эльбрусом. Вершины Ушбы даже зимой чернеют и не всегда они зимой покрыты снегом. А в остальное время постоянно видны черные скалы вершины горы. Да к тому же владения князей Дадешкиани были расположены далеко на Западе Сванетии, откуда если и видна гора, то только белоснежный Эльбрус. Высота Ушбы 4690м., а высота Эльбруса 5642 м почти на километр выше.  Да и имена князей Дадешкилиани еще в 19 веке были в основном не грузинские, не турецкие, а карачаевские Татархан, Мурзакан, Джансох и т.д., например Татаркан - это карачаевский национальный герой живший на стыке 18 и 19 веков. В связи с карачаевскими именами сванских князей надо отметить, немецкий доктор филологии Э.Кемфер называл сванов и карачаевцев (алан) карачеркесами. Он в конце 17 века в своем сочинении в п.24 записал: "К черкесам причисляются также аланы или жители Кавказа, а равным образом сваны (Одно из грузинских горных племен) и карачеркесы (Карачаевцы)Эти последние относятся к северным черкесам, называемым турками карачеркесами..." Также учтем исторический факт долговременного союзничества сванов и карачаевцев. Сванские князья постоянно выступали союзниками карачаевцев и басханцев (алан) в их противостоянии с кабарскими (хазарскими) князьями. Вообще история многовековых карачайбалкаро- сванских отношений до сих пор остается неизученным. Хотя даже по этим нескольким историческим фактам видно, что они были глубокими и длительными.
(Далее, сравниваем герба сванских князей и кумыкских шамхалов и читаем подробности о князьях Дадешкилиани на сайте http://kumukia.ru/article-9334 )
Без сомнения рода кумыкских шамхалов и сванских князей имели какую-то важную связь с Эльбрусом или местностью рядом с Эльбрусом, раз они изобразили на своих родовых гербах белого двухглавого Эльбруса. Так и хочется объяснить данный факт происхождением князей сванских Дадешкилиани и шамхала кумыкского Тарковского из народа алан- барсов, проживавших под Эльбрусом? А может они зная древние алан-карачаевские легенды и отождествляли себя с Эльбрусом с "образователем народа" ?


Прим. При написании статьи использованы источники
1. Карачаево-балкарско-русский словарь Москва, 1989.
2. Русско-карачаево-балкарский словарь Москва 1965г
3. http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Celebi5/text2.phtml?id=7004 
4. http://kumukia.ru/article-9334
5. В тексте даны гиперссылки на соответствующий источник
6. Собственная информация

Дополнительно по теме
1. Стихи классика кумыкской поэзии Джырчы (Йирчи) Казак (1830-1879)
посвященные Эльбрусу
Ashar-Tav, senden biyik tav bolmas,
Ana-Dol, senden ullu suv bolmas.
Arğumaq, senden ariv at bolmas,
Atollu, senden yahşı zat bolmas.

Ashar-Tavnu biyikligi ne bolsun,
Üstünden Palpan çırlap ötgen song.
Ana-Dolnu ulluluğu ne bolsun,
İçindeki şavşaq buzlar qatğan song.

Argumaqnı arivlüğü ne bolsun,
Yarışlarda alaşağa yolun qoyup yortğan song.
Atolunu yahşılığı ne bolsun,
İçkilerde bol ayağın golğa alıp,
Ayrı tizden yügünüp,
Tengsizine "Sen savluq" dep aytğan song.


Среди кумыков и карачаевцев бытует мнение что скандинавский небесный город Асгард, в котором живут асы производно от кумыкско-казакского Асхар-тау (Ас-кар тау). А асы известно кто. Асы есть аланы. Ас- Аланы есть карачаевцы-балкарцы. Но это уже тема следующих статей.
2. хорошая статья Назира Будаева об Эльбрусе
 http://kmvline.ru/lib/elbrus/2.php